ШАБЛОН И РУКОВОДСТВО

С чего начать создание инфопродукта?

Превратить идею из заметок в структуру и перестать откладывать создание курса поможет бриф - продуманный, простой и понятный.
Я - Ира Кутумова. Последние 5 лет я работаю в образовании: руководила учебными центрами, строила отделы образовательных программ с нуля, создавала курсы с психологами, маркетологами и другими экспертами. За это время я увидела одну закономерность: без хорошего брифа даже самый вдохновлённый курс превращается в туман.
Ира Кутумова
Руководитель образовательных проектов

Телеграм канал
С чего начать: зачем нужен бриф
Бриф - это не просто “документ для галочки”. Это карта. Он показывает все про ваш курс: зачем вы вообще создаете курс, для кого вы это делаете, какие ресурсы используете, как будете отслеживать результаты. Без этой опоры всё начинает разваливаться: заходите в заметки и забываете, что хотели сделать, зачем и для кого курс, темы растекаются, мотивация уходит.


Мой бриф - рабочий инструмент, созданный опытным путем на 100+ проектах.


В первую очередь, он создан, чтобы:
  • освободить голову от каши,
  • собрать мысли в одну систему,
  • спланировать создание продукта в реальных условиях, а не в мечтах.
Кому подойдёт:
  • Тем, кто ещё только формулирует идею продукта, но не знает, как подступиться.
  • Тем, у кого уже есть программа, но она “не работает” - нет продаж, мало вовлечения или вы не уверены в продукте.
  • Тем, кто делает продукт с клиентом, и нужно быстро погрузиться в проект и структурировать хаос.
  • Тем, кто уже делал курсы, но хочет переосмыслить и сделать лучше - осознаннее.
Как использовать это руководство

Скачивайте или копируйте в свой гугл диск шаблон брифа и продолжайте чтение этого руководства, чтобы заполнить каждый блок.

Вы можете идти по порядку, блок за блоком. А можете начать с самого важного для вас сейчас - например, с ЦА или с цели.
По кнопке "ОГЛАВЛЕНИЕ" вы можете быстро перейти к нужному блоку.

В блоках вы найдете:
  • пояснения “зачем это нужно”
  • советы “как заполнять”
  • примеры (в том числе с ошибками)
и - бонус - подсказки, как использовать ИИ

Не спешите. Это не марафон на время.
Хороший бриф - это не быстро. Но он стоит каждой вложенной минуты: потом курс собирается в 3 раза быстрее, без выгорания, бессонных ночей и срочной переделки лендингов.
первый шаг к запуску инфопродукта
Идея продукта
О чём ваш курс? Зачем он нужен? В каком контексте вы его создаёте?
Этот блок помогает зафиксировать самое главное: суть курса, его место в мире и ваше намерение. Это не про то, что внутри программы, а про то, почему вы вообще решили её делать. Что это за продукт? Откуда он родом - из боли, из опыта, из потребности рынка?

Обычно идея сначала живёт в голове как ощущение: “хочу сделать что-то про это…”
Этот блок - способ сформулировать это внятно, чтобы вы могли потом вернуться к нему через месяц и всё ещё узнать свою идею.

Задайте себе вопросы:
  • Что я хочу сказать этим курсом?
  • Откуда родилась эта идея - из личного опыта, из потребности клиентов, из запроса?
  • Почему сейчас - именно это и именно для этих людей?
  • В чём особенность именно этого курса?
  • Почему мне важно, чтобы он появился?
  • С чем я не согласен(на) в подходах, которые вижу вокруг?
  • Что бы я сказал(а), если бы меня спросили: “А почему ты взялся(ась) за эту тему?”
  • Какой сдвиг я хочу, чтобы произошёл - не только у учеников, но в подходе, в поле, в культуре и/или в моей деятельности?

Идея - это ещё не программа, и не обещание результата. Это ответ на вопрос: "Про что это, на самом деле?"
Или ещё точнее: "Зачем мне как эксперту это делать?".

Пишите так, чтобы можно было ответить на простой вопрос:
“Представьте, вы в лифте с нужным человеком. У вас 30 секунд. О чём ваш курс и зачем?”
Эксперт в создании курсов
Пример хорошей формулировки
(в моей нише):

Это курс для экспертов, у которых есть знания, но нет чёткого образовательного продукта. Он помогает превратить опыт в внятную, продаваемую программу: через стратегию, опору на личные ресурсы и образовательную методологию.
Он родился из моего опыта: я видела, как даже сильные специалисты теряются на этапе “как создать что-то ценное и нужное?”. Я хочу дать структуру, которая возвращает ясность и опору. Меня смущает, что сейчас все говорят только о продажах, об офферах и упаковке, я бы хотела, чтобы эксперты задумались и о качестве самих курсов, которые они создают.
Можно использовать такой шаблон:
Этот курс появился, потому что [наблюдение, вызов или боль, которую вы заметили].
Я хочу, чтобы у [аудитория] появилась возможность [изменение / альтернатива / сдвиг], потому что сейчас слишком часто происходит [типичная ошибка / упрощение / проблема].

Типичные ошибки:
  • Писать «для галочки», не фиксируя настоящий смысл.
  • Формулировать «просто чтобы заполнить».
  • Переписывать описание курса с чужого лендинга - это ещё не идея

Как использовать ИИ
Ты продюсер в создании образовательных продуктов. Помоги мне сформулировать идею моего образовательного продукта. Вот что я знаю: [вставь сюда свои мысли, инсайты, кому это нужно, в каком контексте появилась идея]. Сформулируй это как краткое описание: о чём курс и зачем он создаётся, почему это важно. Помоги оформить это ясно и с живым языком.

Также можешь попросить ИИ задать тебе уточняющие вопросы, чтобы «раскопать» идею глубже.
Вопрос на подумать
Что бы вы рассказали об этой идее другу-эксперту, если бы у вас было 2 минуты в голосовом сообщении?
Ценностное предложение
Что вы предлагаете как эксперт? Почему это ценно именно для этой аудитории?
Ценностное предложение помогает понять, что именно вы предлагаете — не как набор модулей, а как трансформацию, как пользу, как решение. Это не финальный результат прохождения курса. Это ответ на вопрос: "Почему это важно? Какую проблему я хочу решить?"

Этот блок помогает:
  • сформулировать суть продукта с позиции аудитории
  • ясно понимать, какое место вы займете в жизни людей
  • использовать эту формулировку не только в курсе, но и в текстах, постах, шапке канала, презентациях
Вы можете потом переписать или адаптировать это для лендинга, поста или питча, но здесь важно сформулировать по-настоящему: о чём вы и зачем.

Один из шаблонов, который можно использовать:
Я создаю [название продукта], который помогает [целевой аудитории] решать [конкретную проблему, боль или задачу] - с помощью [метода / подхода / инструмента].

Проверьте, чтобы:
  • фокус был на аудитории и её задаче, а не на продукте как таковом
  • было ясно, в чём заключается подход и его сила
  • текст был понятен живому человеку, а не только вам.

Пример (в моей нише):
Я создаю курс, который помогает экспертам выстроить курс не как “набор уроков”, а как систему с осознанной ценностью - через стратегию, глубину, знания методологии.
Это альтернатива конвейеру “упакуй и продай за 3 дня” - для тех, кто хочет делать курсы как часть своей экспертизы, а не как временный инфопродукт.

В моем канале есть посты с дополнительными шаблонами по формулированию ценностного предложения Шаблоны ценностных предложений →

Типичные ошибки
  • “Я научу писать сторис” - а зачем? Для кого? Почему это важно?
  • Слишком широкое: “Мой курс помогает всем становиться лучше”. Чем именно? Через что?
  • Фокус на себе, а не на человеке: “Я знаю, как делать крутые запуски” - хорошо, но как это поможет ему?

Можно использовать и вне курса:
Хорошее ценностное предложение работает не только в брифе или конкретном продукте. Оно может:
  • лечь в основу позиционирования вас как эксперта
  • использоваться в шапке профиля, первых строках презентации
  • помочь команде говорить про ваш продукт единообразно

Как использовать ИИ:
Ты маркетолог-смысловик. Помоги сформулировать ценностное предложение для меня и моего продукта. Идея моего курса заключается в [описание идеи]. Я делаю курс для [аудитория], он решает [боль или задачу], я использую [метод, подход]. Сформулируй так, чтобы было понятно, что я даю людям ценного, уникального.
Вопрос на подумать
Представьте, вы заходите в свой Telegram-канал. Новый подписчик видит описание. Поймёт ли он сразу, зачем остаться?
первый шаг к запуску инфопродукта
Бизнес цель или зачем вам этот курс?
Что должен принести продукт лично вам и вашей практике?
Когда вы проектируете курс, легко застрять в нуждах аудитории - "что бы им дать", "что они хотят", "какие результаты обещать".
Но продукт - это не только про них. Он и про вас.
Ваш продукт - это работа, инвестиция времени, энергии, ресурсов. А значит, у него должна быть понятная цель и для вас как автора.
Цель, ради которой вы не бросите его на этапе идеи.
Цель, которую не стыдно озвучить - потому что она честная.

Еще если у курса нет бизнес-цели, он превращается в бесконечную творческую задачу - которую легко забросить на этапе «переписываю много раз, но не продаю».

Бизнес-цель - это то, что даёт вам энергию довести проект до конца, аргументирует выбор формата, цены, каналов продвижения.
Она как компас: напоминает, ради чего вы начали.

Варианты бизнес-целей:
Финансовая цель
  • Хочу получать регулярный доход от продукта
  • Хочу протестировать монетизацию в своей нише
  • Хочу проверить, кто платит и за что - прежде чем масштабироваться
Позиционирование
  • Хочу оформить свои знания и методику, чтобы быть видимым/ой как авторитет в теме
  • Хочу превратить “хаос из консультаций” в структуру, которую можно презентовать
  • Хочу наконец-то создать продукт, который будет "говорить за меня"
Психологическая цель
  • Хочу перестать откладывать “свой” продукт
  • Хочу доказать себе, что могу довести до запуска
  • Хочу выйти из режима “эксперт без витрины”

Или что-то ещё - очень ваше.
Вопросы для размышления
  • Что должно произойти, чтобы я сказал(а): “Это было не зря”?
  • Какая одна фраза от ученика для меня будет самым ценным подтверждением?
  • Представьте, что курс уже запущен. Как изменилась ваша жизнь? (ваша аудитория? самочувствие? доход? уверенность? повестка в соцсетях?)
Можно не спешить с ответами. Оставьте эти вопросы в уме - они работают и на подсознании.
Пример:
Бизнес-цель - зафиксировать мою методику, чтобы перестать каждый раз объяснять с нуля. Хочу проверить, готова ли моя аудитория покупать - прежде чем вкладываться в дорогой флагманский курс.

Как использовать ИИ
Попробуйте использовать ИИ как коуча или партнёра по рефлексии. Например:
Я хочу создать онлайн-курс на тему [ваша тема]. Помоги мне определить мою бизнес-цель. Задай мне 5–7 глубоких вопросов, как коуч, чтобы я понял(а), зачем мне лично этот продукт и что я хочу изменить в своей жизни через него.

Другой вариант:
Приведи примеры бизнес-целей для курса, который создаёт эксперт в области [ваша ниша], и разложи их по уровням: быстрые цели, стратегические, личные.
Кто ваш ученик?
Аудитория: для кого вы создаёте продукт
Любой образовательный продукт живёт только в диалоге. Даже если это курс в записи, он всё равно «разговаривает» с кем-то: отвечает на боль, подсказывает, поддерживает. Чтобы сделать хороший курс, нужно понимать, кому именно вы хотите что-то сказать.
На этом этапе не всегда легко описать целевую аудиторию. Часто может звучать что-то вроде: «В целом — всем, кому интересно…»
Но когда говорим "всем", чаще всего не попадаем ни в кого.

Вы не обязаны сейчас делать глубинное исследование. Этот блок - про первичную, живую, наблюдательную формулировку. Присмотритесь к тем, с кем уже работали. Прокрутите в голове знакомые лица, чаты, комментарии.

Что фиксировать в брифе?
  • Кто эти люди?
  • Что с ними происходит, в какой точке жизни/профессии они находятся?
  • Почему именно сейчас им может быть важен ваш курс?
  • Какой у них опыт, ожидания, страхи, привычки?

Можно описать 1–3 группы, если вы работаете с несколькими сегментами. Но лучше не пытаться охватить всех — выберите фокус, особенно на первом запуске.

Пример (в моей нише):
Мой курс для экспертов, которые уже ведут частную практику — например, психологов. Они часто перегружены, но в глубине чувствуют: им есть чем делиться шире. Они устали «крутиться в одной и той же петле клиентов» и хотят вложиться в продукт, который работает сам. При этом боятся потерять глубину и боятся, что всё «будет как у всех».

Бриф - это живой документ, который можно и нужно пересматривать.
Когда в процессе вы глубже поймёте свою аудиторию - на этапе кастдевов, тестов, общения с подписчиками - обновите этот блок.
Это не ошибка. Это развитие продукта.

Дополнительно можно почитать мой пост “Погружаемся в аудиторию: база брифа” →

Как использовать ИИ
Помоги описать целевую аудиторию для курса по [тема курса], в свободной форме. Кто это? В какой они точке? Какие страхи и желания у них могут быть? Задай мне 3–5 уточняющих вопросов, как коуч.
Полноценное исследование ЦА нужно будет сделать обязательно для проектирования программы. Со временем необходимо:
  • выделить аватары
  • разложить сегменты
  • описать их болевые точки, ожидания, привычки
  • оценить уровень знаний
  • протестировать гипотезы на интервью и опросах

Но всё это — уже следующий этап.
Результат или продуктовое обещание
Что обещает ваш курс?
Если не сформулировать, к чему должен привести курс, сложно понять, что в него включать, как выстроить структуру и как его продавать.
Этот блок в брифе - ваш ориентир. Какой курс вы создаете? Что вы пообещаете в анонсе? Что получит ученик и как изменится его жизнь?

Речь не всегда о глобальных трансформациях. Иногда важнее - почувствовать устойчивость, собрать систему, сдвинуться с мёртвой точки.
Так и рождаются предложения, в которые хочется верить - потому что они соразмерны реальности.

В брифе мы не описываем учебные результаты, как это делается в методическом (учебном) плане.
Здесь мы фиксируем продуктовое обещание - то, что мы бы сказали потенциальному ученику:
«Пройдя этот курс, вы сможете...»

Это утверждение должно быть:
  • Понятным и измеримым
  • Основанным на реальных болях и целях аудитории
  • Достижимым в рамках продукта, который вы собираетесь создавать

Оно не должно быть:
  • Слишком общим: «Разовьёте себя», «научитесь всему»
  • Слишком абстрактным: «Перестанете бояться интернета»
  • Обещанием сверхрезультата, которого ваш курс гарантировать не может

Что не входит в этот блок?
Не путайте с идеальным конечным результатом (ИКР), который будет подробно прописываться в учебной программе и к каждому модулю отдельно.
ИКР отвечает на вопрос: чему конкретно научится человек? какие знания/навыки получит?
Вы вернётесь к нему позже, когда будете разрабатывать учебную логику.

А сейчас - сосредоточьтесь на продуктовом видении.

Примеры (в моей нише):
  • «Вы соберёте первую версию своего онлайн-курса и запустите его на тёплую аудиторию»
  • «Сформируете устойчивую стратегию продвижения под себя: без танцев с бубном и ненужного шума»
  • «Поймёте, как преподавать свою экспертизу и превратите знания в формат обучения»

Важно: если вы предлагаете только часть пути (например, «только упаковку» или «только стратегию»), это должно отражаться в обещании. Будьте честны.

Вопросы для формулировки
  • Что человек сможет сделать, чего не мог до курса?
  • Какое изменение произойдёт в его жизни, мышлении, практике?
  • Какая новая возможность появится у него после прохождения?
  • Как бы вы описали эффект курса, если бы рассказывали другу?

Пример (в моей нише):
До курса: «У меня есть идеи, но я не знаю, как из них сделать продукт. Всё кажется сумбурным, ничего не довожу до конца».
После курса: «Я понимаю, как превращать знания в структуру курса. У меня есть скелет, я знаю, куда его нести, как продавать, и кому это нужно».

Вы можете так и написать: «до/после» - и это будет отличной заготовкой для лендинга или анонса.

Как использовать ИИ:
1. Помоги сформулировать продуктовое обещание для курса [тема] для аудитории [описание]. Сформулируй так, чтобы это звучало реалистично, без преувеличений, но при этом цепляло.
2. Какие реальные изменения может пообещать этот курс? На что стоит делать акцент: новые навыки, уверенность, завершённый результат?
3. Задай мне 5 уточняющих вопросов, которые помогут точнее описать, что получит ученик на выходе. Сделай это как коуч: мягко, но структурно.

Обещание результата - это не про то, чтобы пообещать чудо. Это про то, чтобы дать направление и заземлённую надежду.
Как создать инфопродукт
Формат и длительность
Многие авторы курсов начинают с того, в каком виде им хочется что-то сделать.
Но мы подойдем к этому по-другому: формат - не про удобство для автора, а про соответствие цели курса, ресурсам эксперта и способу потребления материала аудиторией.
Выбирая формат, мы по сути отвечаем на вопрос:
Какой способ упаковки поможет человеку пройти путь, который мы ему предлагаем?

Что стоит учесть перед выбором формата:
Сложность и глубину материала - можно ли его освоить в формате лекций, или требуется тренировка, супервизия, практика?
Готовность аудитории - насколько она способна к самостоятельному обучению? Нужна ли ей поддержка?
Ваши ресурсы - есть ли время, команда, платформа, опыт в записи, способность вести живые форматы?
Масштаб цели - одно дело, если задача — за неделю упаковать идею, другое - если речь про длительную трансформацию

Формат

Подходит для…

Прямые эфиры / вебинары

Быстрого старта, сбора обратной связи, валидации гипотез

Онлайн-курс (запись)

Автономного изучения, масштабирования, системного подхода

Кураторский курс

Формирования навыков, удержания внимания, сложных тем

Марафон / челлендж

Мотивации, вовлечения, коротких целей

Наставничество

Глубокой проработки, индивидуальной траектории

Мини-продукты

Прототипирования, упаковки одного навыка, бесплатного входа


Можно комбинировать форматы. Например, курс может содержать видеоуроки + живые разборы + поддержку куратора.

Оптимальная длительность - та, которая позволяет пройти путь без ощущения перегруза.
Критично важно: соразмерность объёма курсу и цели.
Если вы даёте простую методику - возможно, хватит 2–3 встреч.
Если вы помогаете перестроить мышление и практику - вероятнее всего, 2 месяца минимум.

Что фиксировать в брифе?
  • Предполагаемый формат (или несколько вариантов)
  • Примерную длительность (в неделях или встречах)
  • Планируемую нагрузку: сколько нужно времени в неделю, нужно ли вовлечение в живые форматы

Это не финальные цифры - они могут корректироваться в зависимости от программы, но в брифе важно задать рамку проекта.
Вопросы для размышления
  • В каком формате вы хотите работать как преподаватель?
  • Как лучше донести ваш материал: видео, текст, живые встречи, поддержка?
  • Сколько времени человек реально может выделять в неделю?
  • Что повысит шансы, что курс будет пройден до конца?
Как использовать ИИ:
1. Подскажи, какой формат и длительность подойдут для курса [тема] с целевой аудиторией [описание] и продуктовым обещанием [текст]. Укажи плюсы и минусы разных форматов.
2. Помоги оценить реалистичную нагрузку: если курс длится [N] недель, сколько времени стоит закладывать на прохождение?
3. Предложи несколько форматов (или их комбинаций) для подачи материала на тему [тема], с учётом, что у эксперта [ресурсы/опыт].

Формат - это не только про то, как удобно реализовать. Это про то, как удобно проходить. Учитывайте жизненный ритм ваших учеников - и закладывайте в проект больше воздуха.
Критерии успешности
Как вы будете оценивать успешность продукта?
Создавая курс, легко увлечься процессом - красиво упаковать, сделать «как у лучших», вложить душу и бессонные ночи.
Но как понять, что всё получилось?
Этот блок - про то, по каким признакам вы поймёте, что продукт успешен.

Он нужен не только для отчёта «сделано», а чтобы отслеживать:
  • работает ли продукт
  • действительно ли он помогает ученикам
  • и стоит ли масштабировать или менять фокус

Причём «успех» у каждого свой. Для кого-то - сто продаж, для кого-то - первые благодарности.
Важно это определить заранее, чтобы не оказаться в ловушке вечного «ещё недостаточно».

Что может считаться успехом:
  • Курс окупился и принёс доход
  • Его прошли до конца хотя бы 50% участников
  • Ученики стали применять знания и писать отзывы
  • Вы смогли легко его повторить или масштабировать
  • Курс стал частью воронки или вашей линейки продуктов
  • Он укрепил ваш бренд, вы почувствовали уверенность
Это не обязательно должно быть «и то, и другое». Иногда один критерий важнее всех остальных.

Пропишите то, что важно именно вам.
  • Как Вы поймёте, что курс удался? (3–5 формулировок)
  • На что будете ориентироваться через 2–3 месяца после запуска?
  • Что будет показателем провала? (чтобы заранее предусмотреть)
Вопросы для размышления
  • Что будет для меня лично признаком, что курс удался?
  • Какие метрики я хочу отслеживать? (деньги, вовлечённость, отзывы, % завершивших)
  • Какой минимум для меня приемлем?
  • Что будет «успехом с плюсом»?
  • Как я отмечу этот результат, когда он случится?
Как использовать ИИ:
1. Помоги мне сформулировать 3–5 критериев успеха для курса на тему [тема курса], если моя цель - [ваша цель].
2. Какие показатели успеха обычно используют для курсов [формат, ниша]?
3. Как связать мои бизнес-цели с успехом обучающего продукта?

Бриф — это живой документ.
Если после запуска пилота вы поймёте, что успех — это не продажи, а количество людей, которые дошли до конца - просто обновите этот блок.
Цели тоже могут эволюционировать.

Бывает, курс не принес ожидаемой выручки, но стал отправной точкой для совершенно другого масштаба. Успех не всегда там, где планировали. Но он обязательно где-то рядом - если отслеживать, а не только ожидать.
С чего начать создание инфопродукта
Команда
или какими ресурсами вы обладаете
Даже если сейчас вы - автор, продюсер, методист и техподдержка в одном лице, важно увидеть весь объём работ и возможных ролей, которые поддерживают продукт.
Чтобы понимать:
  • Кто уже есть рядом, кого можно подключить или с кем стоит посоветоваться
  • Какие задачи занимают слишком много сил и их стоит делегировать
Какие роли важны не сейчас, а позже - при запуске, при масштабировании
Иногда этот блок помогает увидеть, почему всё идёт вразнобой: просто не хватает человека, отвечающего за финальное слово или системность.

В брифе фиксируем:
Кто уже есть: вы, методист, дизайнер, монтажёр, куратор, редактор, маркетолог, техспециалист и др.
Кого не хватает, но было бы хорошо привлечь
Как распределяются роли (даже если все роли пока на вас)

Типичный состав команды онлайн-курса или образовательного продукта:
  • Эксперт / Автор - тот, кто создаёт содержание и ведёт курс
  • Методолог - помогает упаковать знания в учебную логику
  • Продюсер - курирует весь процесс, отвечает за запуск и результат
  • Редактор / копирайтер - приводит тексты в порядок
  • Дизайнер - оформление и визуал
  • Монтажёр / техспециалист - записывает и собирает видео
  • Куратор / тьютор - сопровождает учеников, отвечает на вопросы
  • Маркетолог - помогает с продвижением
  • Администратор / поддержка - отвечает за организацию, вовремя отправляет ссылки, доступы и письма

В реальности состав может быть гораздо скромнее. Но даже если всё делает один человек, полезно проговорить все роли - чтобы потом было проще делегировать или найти партнёра.
Вопросы для размышления
  • Какие роли я уже выполняю?
  • Какие задачи я делаю, но не хочу (или не успеваю) делать?
  • На какой роли мне важно сфокусироваться, чтобы продукт был сильнее?
  • С кем из знакомых я могу обсудить идею или позвать на запуск?
На этом этапе не нужно искать идеального человека на каждую роль. Достаточно понимать структуру и определить, где есть пробелы, а где вы справляетесь сами.
Потом это сильно упростит масштабирование, подбор подрядчиков или партнёров.

Иногда команда - это вы и Chat GPT. Главное - понять, где вы сильны, а где лучше подстраховаться.
Стоимость
Сколько будет стоить ваш продукт?
Цена — это не просто цифра. Это отражение ценности продукта, Вашего позиционирования, ожиданий аудитории и бизнес-целей. Формулируя стоимость уже на этапе брифа, вы не просто прикидываете сумму - вы тестируете рамку мышления: насколько вам комфортно продавать этот продукт, как вы его ощущаете, как хотите его позиционировать.

Не обязательно знать точную сумму. Но важно задать себе вопросы:
  • Вы хотите делать продукт массовый или премиальный?
  • Это больше про доступность или про глубину?
  • Вам важно окупить вложения или выйти в прибыль?

Цена часто формируется не один раз. Сначала — гипотеза. Потом — реальность. Вы можете скорректировать её позже, на этапе создания оффера и упаковки. Но в брифе зафиксируйте текущую точку.

Что зафиксировать в брифе?
  • Диапазон стоимости, который сейчас кажется адекватным (например, 5–10 тыс. или 20–30 тыс.)
  • Желаемый чек (за курс целиком, за модуль, за месяц, если подписка)
  • Есть ли план делать разные тарифы (самостоятельно, с куратором, с поддержкой)
  • Будет ли возможность рассрочки или оплаты частями
  • Планы на бесплатные материалы (пробные уроки, вебинар, гайд)

Не торопитесь делать курс “доступным для всех”.
Иногда заниженная цена вызывает больше скепсиса, чем доверия.
Важно опираться на ценность, которую вы создаёте, и на то, какую аудиторию хотите привлечь.
Вопросы для размышления
  • Что я хочу, чтобы почувствовал человек, когда увидит цену?
  • Какая цена покажется ему честной - в сравнении с аналогами и в контексте пользы?
  • Сколько бы я заплатил(а) за такой курс, будь я в своей аудитории?
  • Какой минимальный доход должен принести продукт, чтобы считаться успешным?
Конкуренты и референсы
Кто делает примерно или то же самое, что вы?
Почти наверняка рядом с вами уже кто-то учит похожей теме. Это не проблема. Это ресурс для анализа и вдохновения.

Пост "Почему ваш курс будет актуален, даже если до вас уже создано много курсов на эту тему" →

Мы не собираем конкурентов, чтобы сравнивать или копировать.
Мы делаем это, чтобы:
  • Понять, чем вы отличаетесь
  • Осознать, что уже работает на рынке
  • Увидеть, что хочется сделать иначе
  • Получить референсы: визуальные, структурные, смысловые

Иногда этот анализ даст вам ощущение, что рынок перенасыщен. Иногда - наоборот: что в вашем сегменте пусто. И то, и другое - полезный ориентир.

В брифе фиксируем:
  • 3-5 проектов, которые можно назвать конкурентами (Это могут быть курсы, школы, блоги, гайды, видео, YouTube-каналы)
  • Коротко: чем они хороши, что в них ценного
  • И главное: что вы бы сделали иначе (Подход, глубина, визуал, взаимодействие с учеником и т.д.)
  • Референсы - не только конкуренты, но и вдохновляющие примеры из других сфер (например, сайт по фотографии, чей стиль вам близок, или структура курса от архитектора, но с классной логикой подачи)
Вопросы для размышления
  • Кто уже делает что-то похожее? Что мне в них нравится? А что хочется иначе?
  • Кто в других сферах работает так, как мне откликается?
  • Есть ли у меня примеры «идеального» курса с точки зрения визуала, подачи, структуры?
  • Какие продукты раздражают - и почему? Это тоже показатель.
Преимущества и УТП
Чем вы можете выделиться, какое ваше уникальное торговое предложение?
Преимущества - это не просто список достоинств, которые нравятся вам. Это конкретные ответы на вопросы потенциального участника:
  • Почему мне выбрать именно этот курс?
  • Что здесь есть такого, чего нет у других?
  • В чём фишка, суть, глубина, стиль?

УТП (уникальное торговое предложение) - это сжатое, ясное и цепляющее формулирование этой сути. Это может быть фраза, которая станет частью презентации, поста, обложки курса. Или просто внутренний компас, к которому вы будете возвращаться.

Фиксируем в брифе:
  • 3–5 ключевых преимуществ продукта - простым, ясным языком
  • Формулировку УТП (одним предложением)
  • Что делает курс узнаваемым, отличающимся, вызывает доверие и интерес

Формулируйте не только про себя, но и с точки зрения слушателя. Не «у меня 20 лет опыта», а «даю структурированную систему, которую можно применить даже новичку».

Преимущества ≠ факты обо мне.
«У меня есть диплом» - это факт.
«Даю безопасную среду, где можно задавать любые вопросы» - это преимущество.
Ищите именно то, что переживает ученик в процессе курса - это и есть ваша сила.

Как использовать ИИ:
1. Какие 3 преимущества могут быть у курса по [ваша тема], если его ведёт эксперт с опытом [ваш опыт]?
2. Помоги сформулировать УТП курса, который помогает [проблема целевой аудитории] через [Ваш подход/метод/формат].
3. Что может быть сильной стороной курса, если я делаю упор на [ценность: поддержка, структура, глубина, гибкость и т.д.]?
Вопросы для размышления
  • Что я делаю иначе, чем другие?
  • В чём сила моей методики, подхода, позиции?
  • Почему моим ученикам обычно «заходит» то, как я объясняю?
  • Что говорят те, кто уже проходил мои продукты?
Ссылка на материалы
Не обязательно, но очень удобно
Когда работа над курсом в самом разгаре, материалы могут расползаться по папкам, гугл-дискам, чатам и заметкам. Я стараюсь все держать все в одной гугл-таблице и в одной папке, а все заметки и идеи веду в тг-чате с папками по направлениям.

В брифе можно зафиксировать ссылку на общую папку или пространство, где вы храните всё, что связано с курсом: учебный план, видео, сценарии, описания, лендинги, посты, промо-материалы.
Это может быть Google Диск, Notion, Miro, Telegram-папка или что угодно ещё - важно, чтобы было централизовано.

  • Если меняется место хранения - обновите ссылку.
  • Если добавляете новую структуру - внесите её сюда.
Так вы не потеряете ничего важного, а если в какой-то момент подключится команда - все смогут быстро сориентироваться.
Как запустить свой курс
Что со всем этим делать?
Или как использовать бриф в процессе работы
Бриф - это не просто форма, которую нужно один раз заполнить и забыть. Это рабочий документ, который будет сопровождать вас на всём протяжении создания продукта - от идеи до запуска, а иногда и после.

Как использовать бриф:
  • На старте - чтобы сфокусироваться, вытащить всё из головы и структурировать замысел.
  • В процессе - чтобы не потерять направление. Когда идей много, бриф помогает держать рамку.
  • При работе с командой - чтобы передать видение, цели, аудиторию, ценность и формат. Не нужно каждый раз объяснять - достаточно отправить бриф.
  • При обновлениях - чтобы отслеживать, как проект меняется. Бриф можно дополнять, уточнять, обновлять.
  • После запуска - чтобы анализировать, что получилось и что можно улучшить.

Бриф не требует от вас “правильных ответов”. Он помогает вам задавать себе важные вопросы.
И не страшно, если на старте у вас нет чётких формулировок - всё появится в процессе.
А иногда, наоборот — именно благодаря попытке сформулировать становится ясно, чего вы на самом деле хотите.

Вы можете вернуться к любому блоку, если захотите что-то исправить/дополнить. Можете дополнять и расширять его информацией, которая для вас важна.

Скачивайте или копируйте в свой гугл диск шаблон брифа, чтобы заполнить каждый блок.

Что дальше?
Если вам понравился мой подход...
Я создаю курс «Курс с нуля»
  • Для тех, кто больше не хочет откладывать создание своего продукта в долгий ящик
  • Для тех, у кого уже есть идеи, опыт, экспертность - но нет понимания с чего начать
  • Для тех, кто создает черновики, но не уверен в продукте
  • Для тех, кто уже обжигался и теперь хочет понятную систему создания образовательного продукта

"Курс с 0" не про маркетинговую обёртку, не про запуски, не про продажи.
Он про то, что лежит в основе:
  • методология и структура продукта
  • проработка содержания, оформление
  • цели и аудитория продукта
  • выбор формата и платформы
  • техническая сторона

Этот курс поможет экспертам получить уверенность в их продукте.
Я собираю в нём всё, чем пользовалась сама, создавая курсы в командах, руководя учебными центрами и помогая экспертам упаковывать знания в продукт.
Только рабочие подходы, проверенные десятками курсов и сотнями учеников.

Сейчас я в процессе создания и набираю первую тестовую группу.
Это будет пилот - с самой низкой ценой, с живой обратной связью, с возможностью влиять на структуру.
Если Вы хотите быть в числе первых и пройти путь с нуля - можно попасть в лист предзаписи. 👉 Оставить заявку на участие в тестовой группе
❤️ Если это руководство было полезным - напишите, пожалуйста, в комментариях, что было самым ценным.
Ваша обратная связь - это топливо для следующих материалов.

Телеграм канал
Made on
Tilda